Я техно-диджей, но от меня можно ожидать чего угодно

Интервью с Дашей Колосовой
Daria Kolosova
Ровно два года назад в своем фейсбуке Дарья Колосова изменила статус: «Работаю в компании System 108. Диджей-резидент». Следующие два года выдались непростыми для всей глобальной клубной сцены. Но Даша Колосова словно ничего этого не замечала. Количество и география ее выступлений выросли радикально. Сегодня график ее выступлений расписан практически до лета и в нем не бывает свободных дат. Но несмотря на активные гастроли по миру, она не забывает о родном Киеве, в котором, например, может выступить на рейв-митинге в защиту клабберов. И она по-прежнему является резидентом System 108, запомнившись многим своим выступлением на фестивале Signal и на питерском мероприятии «Системы».

Перед московским выступлением Даши мы решили поговорить с ней о жизни, психологии и груви-техно, в бешенном ритме которого она качает фестивали и клубные площадки по всему свету.
Помнишь ли ты свой первый трек, послушав который, ты подумала «о, вот это техно!»? Какие эмоции ты испытала?

Это был трек U96 — Das Boot. Тогда я не знала, что это техно, просто какая-то электронная музыка. Но этот трек отличался напором, дикой энергетикой. Когда я его услышала, мне было лет семь. Мой папа был большим фанатом электронной музыки и переслушивая его кассеты наткнулась на этот трек. Это было настоящим откровением.
Ты его ставила в своих сетах?

Кстати, нет! Он достаточно медленный, а я не пробовала ускорять bpm. Может стоит попробовать? Никогда об этом не думала [смеется].
Пересмотрев множество твоих интервью, переслушав много твоих сетов, я понимаю, что ограничивать тебя одним лишь техно будет неправильно. Определяешь ли ты себя сама как техно-диджей?

Понятное дело, что свой основной жанр я определяю как техно, оно может быть разным — и мелодичным, и грубым, и фанки, и груви. Но для меня всегда было важным, чтобы меня не ассоциировали исключительно с техно-музыкой. Поэтому я экспериментирую в сетах, могу поставить брейкбит или электро, уйти в джангл, или отыграть эмбиент, даунтемпо или хаус в нетипичный для себя слот. Публика знает, что я техно-диджей, но от меня можно ожидать чего угодно.
Daria Kolosova
Ты ушла из школы «Культуры звука» из-за плотного графика выступлений?

Я временно прекратила преподавать где-то полгода назад. В какой-то момент стало сложно совмещать активную гастрольную и преподавательскую деятельность в школе. Изначально, идея преподавать диджеинг у меня возникла в качестве побочного явления карантина. Выступлений было немного, хотелось себя чем-то занять и тут возникло предложение. Тем более предложили ребята из «Культуры звука», на чьих мероприятиях я несколько раз выступала, они сами горят тем, что делают, нравится их подход. Преподавала я в школе около года, нравилось этим заниматься. Опыт, могу сказать, был интересный. Оказалось, что я неплохая училка [смеется].
Оказалось, что не только хороший практик, но и теоретик?

Да, одно дело уметь играть, а другое дело — суметь правильно и доступно передать свои знания, научить кого-то. Когда ты начинаешь преподавать, то переоцениваешь свои знания, смотришь на них под другим углом, вау, сколько всего я знаю, оказывается.
Твои ученики — что это были за люди? Те, кто рвется завоевывать индустрию, или те, кто просто ради хобби?

Это совершенно разные люди. У меня был, наверное, самый активный поток учеников из всех преподавателей двух школ (одна в Харькове, другая в Киеве). Из-за чего у меня была возможность выбирать себе учеников. Первый урок в школе — ознакомительный. Ученик знакомится с учителем, рассказывает о себе и о том, зачем он пришел в школу, учитель же делится тем, что будет происходить в процессе обучения, и в итоге решают, подходят ли они друг другу. Для меня это было очень важно. Не хотелось растрачивать свои знания попусту. Я весь свой опыт собирала по крупицам, поэтому и делиться накопленной годами информацией хотелось с самыми мотивированными. Конечно, ко мне приходили ребята, говорили, «я хочу рвать танцпол, хочу чтоб толпы фанатов бегали». То есть им нужна прежде всего слава и подписчики в Инстаграме. Таким ребятам я говорила «извините, но нам не по пути». Это не о культуре и музыке, а мы "Культура Звука", мы прежде всего об этом. Но были и такие ребята, которые делились трогательными и мотивирующими историями о знакомстве с музыкой, о своей любви к ней. С такими я с удовольствием брала на обучение. Были же и те, кто приходил и прямо говорил: я в диджеинге не разбираюсь, слушаю электронику недавно, но хотел бы попробовать, получится или нет. Это тоже честная позиция и с такими людьми я тоже была готова поработать.
Среди того потока учеников, были ли такие, которые пришли вдохновленные тобой?

Конечно! Летом прошлого года на YouTube-канале Nastia вышло большое интервью со мной. И моя история многих, видимо, вдохновила, и они приходили в школу с желанием учиться у меня.
Помимо технических аспектов диджейства, ты как-то учила их другим аспектам, например, взаимодействую с людьми?

Помимо технической базы, я рассказываю ученикам про историю возникновения жанров и их отличия, историю диджеинга. Вообще считаю, что музыкальную историю важно знать, это мотивирует и дает возможность почувствовать, частью какой большой и важной культуры ты являешься. Также я рассказывала о психологии танцпола, динамике сета, как заниматься селф-промоушеном. У меня был ученик, который шутил, что если бы заранее знал как сложно себя продвигать, то вряд ли пошел учиться.
На сегодняшний день ты очень популярный диджей, чьи выступления расписаны на много месяцев вперед. Тебя чаще ставят в прайм тайм (где не так много места для жанровых экспериментов) или все-таки бывают возможности для творческой свободы?

Преимущественно я выступаю как хедлайнер, играю в прайм тайм, и возможность играть другие слоты выпадает нечасто. Например, в прошлую субботу я играла на фестивале Tantsa в Сан-Паулу в Бразилии и закрывала техно-сцену. Я почувствовала, что 8 часов утра не лучшее время для агрессивного техно, и играла грувовое техно вперемешку с классическим трансом и асидом, закончила свой сет классикой от Plastikman. Завтра я играю на вечеринке в клубе Arsenal перед Phase Fatale. Для такого случая решила пересмотреть свою коллекцию EBM. Так что если есть возможность поэкспериментировать, то я только с радостью.
Ты еще и вокалисткой в рок-группе поработала! Интересовалась и грайндкором, и всевозможной экспериментальной музыкой. Это можно же считать твоим бэкграундом? Насколько серьезно он влияет на тебя сегодняшнюю?

Во всей этой музыке есть общий корень — она вся агрессивная и сумасшедшая. В ней очень много энергии. Когда я решила стать диджеем, знала, что хочу играть агрессивную музыку. Как раз в техно я и нашла такую энергию. А как на меня это влияет? Оттуда, наверное, склонность к экспериментам, сочетание несочетаемого, новой музыки и каких-то старый классических электронных треков. Недавно в Штутгарте закрывала вечеринку и публика попросила поставить еще один трек на бис. Я включила Propellerheads «Take California» и народ просто с ума сошел. Любопытно, что нынешнее поколение рейверов его почти не знает, после вечеринки мне в директ написало человек десять «а что это был за трек?», хотя он когда-то был хитом!
Можешь назвать два-три момента в своей карьере, которые для себя ты считаешь переломными?

Первый такой момент произошел в 2014 или 2015 году, когда я решила уйти от коммерческой музыки, и меня пригласили выступить в Краснодаре впервые под новым псевдонимом Dar:k. Тогда я обозначила для себя, что я хочу двигаться в другом направлении и играть техно. Второй такой момент — это сотрудничество с Настей. Она предложила выступить back2back, и мы впервые отыграли в таком формате на дне рождения Arma17 в берлинском Funkhaus. И третьим переломным моментом стало мое выступление на берлинском HOR. Я не понимаю как и почему, но это видео набрало 670 000 просмотров. Я просто приехала, повеселилась и отыграла музыку, которая мне очень нравится.
Ты же еще не раз играла на киевском радио 20ft…

Да, я как-то решила отыграть виниловый микс в эфире у ребят и он тоже почему-то выстрелил. Мне начали писать промоутеры, попросили записать подкаст крутой проект Erratic. А 20ft делает команда отличных киевских диджеев. Они сделали радио в настоящем 20-футовом контейнере. Инициатива абсолютно некоммерческая, существует на донатах. Благодаря им многие новые киевские артисты стали более узнаваемыми.
Если говорить про украинскую сцену в общем, и киевскую в частности, то со стороны складывается такое впечатление, что у вас там все несется как надо. Что у вас там происходит?

У нас действительно все хорошо. После революции майдана случилась и революция в украинской электронной музыке, новые клубы, промогруппы, новые супер талантливые локальные артисты. А потом случился карантин. И это тоже пошло нам в плюс! Мы карантин переживали не так, как в Европе. Да, все было закрыто, но вечеринки проходили все равно — легальные и нелегальные. В какой-то момент тусовщики из Европы, устав сидеть по домам, смекнули, что в Киеве происходит и начали ездить сюда тусоваться. Некоторые рейверы и диджеи даже оставались здесь жить по несколько месяцев. Плюс открылся новый супер клуб, который быстро стал своеобразной меккой. Клуб без названия, и его все зовут просто «Кирилловская» по названию улицы. Его сразу окрестили местным Berghain. Летом открылся клуб «Арсенал», работает по-прежнему Closer. Плюс действуют всевозможные промо-команды, от маленьких локальных, до больших, типа NECHTO.
Многие диджеи говорят, что выступать back2back с другими диджеями — это большое искусство и далеко не с каждым можно так играть. Ты часто играешь в таком режиме с Nastia, отыграла на «Острове» с Etapp Kyle. Можешь описать чем такое выступление отличается от сольного? В чем сложность (если она есть)?

Когда мы с Настей играли back2back, то мы вообще никак не готовились. Отлично сыгрались с первого раза. Мы с ней очень похожи — и по вкусовым предпочтениям, и по энергетике. Наверное поэтому и спелись. (смеется) Мне с ней очень комфортно.
Окей, а как тебе игралось с Сережей Etapp Kyle. Вы же с ним находитесь в отношениях, и тут, наверное иначе чем с Настей?

Промоутеры сразу взяли на вооружение такую опцию. Мы отыграли на фестивале «Остров» в Киеве, и потом понеслось. На следующей год у нас уже запланировано много совместных выступлений. Сережа мне говорил, что он не большой фанат back2back и не много с кем играл. Но так как мы в отношениях, это абсолютно другой вайб, сейчас он мой самый любимый партнер для back2back.
В интервью для «Афиши» ты рассказывала, как тебя впечатлил Etapp Kyle с точки зрения техники.

О, да! Я до этого уже понимала что к чему, но во время того его выступления я была поражена богатством технических приемов Сережи. Вдохновилась тогда очень сильно. Это был момент откровения для меня.
Daria Kolosova
А ты музыку еще не начала писать?

Начинала! Мы как-то дома с Сережей прослушивали музыку и дурачились, и он говорит: «А почему мы не пишем музыку вместе? Это было бы весело!» Да, я согласна. Но в этой области я чувствую его преимущество и пока его немного стесняюсь. Поэтому я сейчас хочу засесть за продакшн опять, подтянуть свои знания. Сережа постоянно работает дома, например, прямо сейчас заканчивает работу над ремиксами, и меня его пример очень вдохновляет. С другой стороны, у меня сейчас очень активная гастрольная деятельность, и найти время для написания крайне сложно. Я искренне восхищаюсь людьми, которые и много гастролируют, и музыку еще успевают писать. Я не понимаю, как они это делают.
Кто тебя вообще вдохновляет?

Сережа, безусловно, один из самых любимых моих продюсеров и диджеев. Еще нравится творчество Blawan — очень талантливый. В последнее время я больше копаюсь в техно 90-х и 2000-х и больше интересуюсь артистами, имена которых мне незнакомы. Открываю для себя новые имена, новое звучание. Вдохновляюсь тем, что ко мне приходит в данный момент.
Расскажи, в каком режиме ты сейчас живешь?

Сейчас я играю каждые выходные. Европа, правда, опять начала закрываться, но на мне это не особо сказалось, свободных выходных все равно нет. Отменился фестиваль Awakenings и несколько выступлений на Новый год, но быстро нашлась замена и теперь 2022-й я встречаю в Софии.
Как на тебе сказалась вся эта история с локдаунами?

Профессионально никак пока. Да, конечно обидно, когда отменяются гастроли или переносятся выступления. Но за два года все уже привыкли к такой нестабильности, ты ничего не можешь с этим сделать, и повлиять тоже. Нужно расслабиться и смириться, сместить фокус на то, чем ты можешь заняться в данный момент.
История с ковидом завтра вряд ли закончится. Есть ли у тебя какие-то прогнозы к чему все это приведет? Может появится новая волна артистов или сцена очистится или еще что?

Честный ответ — я не знаю. Раньше можно было бы еще что-то предвидеть, но сейчас все постоянно меняется каждый день и не знаешь, что тебя ожидает завтра. Нет никаких прогнозов.. Конечно, хочется быть оптимистом, что скоро все закончится, но, кажется, ковид с нами будет всегда. Просто человечеству нужно время, чтобы понять как его приручить, чтобы это не выливалось в масштабы пандемии.
Ты же являешься резидентом System 108...

...буквально за 10 минут до нашего разговора, я открыла фейсбук и в воспоминаниях он мне показал, что 23 декабря 2019 года я начала работать в компании System 108 в качестве диджея-резидента [смеется].
Daria Kolosova
Как ты себя ощущаешь в качестве резидента иностранной промо-группы?

Да нет никаких моментов, которые как-то сильно отличались . Я обожаю ребят, они все классные и дружные, есть ощущение, что мы одна семья. Этим меня «Система» и подкупила.
Fight For Your Right To The Party — известный лозунг. Ты играла на известной вечеринке перед киевским Кабмином. Как ты думаешь, насколько такие мероприятия могут изменить отношение скучных людей, которые рулят государством? Как ты оцениваешь результаты той сходки киевской сцены?

Конечно надо бороться. Заявлять о себе. А как по-другому?! Вся клубная культура довольно маргинализирована и стигматизирована, в глазах среднестатистического человека, далекого от электронной музыки, клубы — это наркопритоны, а кто слушает такую музыку — наркоманы. А спасение утопающих, дело рук самих утопающих. И надо заявлять о себе, что мы — культура, у нас есть права и с нами так поступать нельзя. В нашей стране это помогает. Во время пандемии клубы, бары, концертные площадки оказались самыми незащищенными. Их закрыли первыми и открыли последними. Но ведь это большая индустрия, в ней работает огромное количество людей, всем надо на что-то жить. И по моим ощущениям те наши выступления были не зря. Мы хотели бы услышанными, надеюсь, нас услышали.
У себя в фейсбуке ты часто постишь мемы с Ричардом Д. Джеймсом. Это какая-то любовь к Афекс Твину или же просто с ним мемы смешные?

[смеется] Ну я иногда публикую. Но сейчас редко, смешные мемы с ним закончились просто. А вообще к Ричарду испытываю большую любовь и уважение. Я уже говорила, что большая фанатка экспериментальной музыки и IDM в том числе. Мне очень нравятся окружающие его истории. Например, у него был танк, на котором он гонял под кислотой. Или как на одной из вечеринок он поставил вместо пластинки кусок наждачки.
Такие истории, как мне кажется, это все про самоиронию, про легкое отношение к себе.

Именно! Он просто делает музыку и веселится, а люди от этого кайфуют. Я сейчас хожу к психотерапевту, и во время одного из занятий как-то пришла к мысли, что когда ты делаешь что-то искренне, от всего сердца, то люди это чувствуют. Вспомни ту историю с миксом HOR, например.
Daria Kolosova
Я вот к чему спрашиваю — твоя популярность сейчас идет круто вверх, и если бы не ковидные ограничения, то, возможно, ты уже где-то в космосе была. Но ведь может случиться банальное выгорание. Чувствуешь ли ты давление и как ты с ним справляешься?

Конечно чувствую. Но многие вещи проходят без твоего участия. Вот ты, Даша Колосова, просто диджей, а потом раз и ты суперпопулярный артист и на тебя навесили кучу ответственности. Ты должна каждый сет отыграть супер круто, люди от тебя ждут все большего и ты не имеешь права оступиться. Поэтому я занимаюсь с психотерапевтом, чтобы не сойти с ума, не выгореть. Это моя подушка безопасности.
В интервью Насте ты рассказывала, что сильно волновалась перед выступлением в Funkhaus. Сегодня бывает что-то подобное, что тебя начинает колбасить перед каким-то выступлением?

Нет, этого ощущения не было давно. Я даже помню когда оно пропало. Мы с Настей играли на Ибице на Boiler Room. У меня был дикий мандраж, мы долго готовились, хотя играть-то всего час! И помню, как встаю за пульт и ловлю себя на мысли, что ничего нового я не происходит. Я была в этом клубе, я знаю как он выглядит, я буду делать то, что делаю всегда. Просто сейчас передо мной будут стоять камеры. Почему я должна нервничать?! И все, меня отпустило. Но чувство приятного волнения, конечно же, никуда не исчезло. Оно возникает когда надо выступать в классном клубе или на фестивале.
Можешь примеры назвать?

У меня так было с Awakenings. Я находилась в школе, у меня был урок. И тут мне пишет агент, что тебя хотят забукировать на этот фестиваль. И я впадаю в ступор. Я выбегаю в коридор, а у меня на глазах слезы. Это было очень трогательно, очень важно для меня. И пусть фестиваль в итоге отменили, но у меня с ними завязались отношения. Я у них еще наиграюсь[смеется].
Герой: Даша Колосова
Интервьюер: Илья Воронин, Наташа Наговицына
Редактор: Арсений Насонов
Фотограф: Богдан Балагур